Я уже неоднократно писал о правиле №1 для родителей: укрепляйте самоуважение ребенка. Вот еще 3 правила, которые помогут вашему малышу вырасти жизнерадостным и уверенным в себе человеком, а вам чувствовать себя состоятельным и компетентным родителем.

1. Сконцентрируйтесь на главном: самые важные качества и навыки. Большинство проблем с поведением ребенка можно избежать или разрешить развитием у него двух основополагающих качеств - смелости и способности к сочувствию. Дело в том, что эти качества несовместимы с большинством самых распространенных поведенческих отклонений (жадность, эгоизм, лживость, трусость, и т.д.) и являются лучшим средством от них. Боритесь больше “за”, чем “против”. Поощряйте разумный риск, страхуйте при необходимости, обучайте формам безопасного поведения, но неизменно подталкивайте ребенка к изучению собственных возможностей и помогайте ему в этом. Залезть на горку, спрыгнуть с пенька, познакомиться с соседским ребенком - если ребенок делает это впервые, для него это прекрасная возможность научиться контролировать свой страх. Спрашивайте у ребенка “наша бабушка болеет - как ты думаешь, что она чувствует?”, пополняйте эмоциональный словарь ребенка, чтобы он научился распознавать и различать чувства, лучше понимать себя и других. Вместе с IQ (коэффициент интеллекта) развивайте EQ (коэффициент эмоционального развития). Кроме качеств характера помогайте ребенку развить навыки общения - скорее всего именно эти навыки окажут самое сильное влияние на его успех в карьере и личной жизни. Особенно это касается умения ребенка начинать разговор, слушать и выражать свой гнев. Репетируйте на куклах и по ролям. С улыбкой разыгрывайте типичные ситуации и отрабатывайте полезные фразы, например, “Я-высказывания” для выражения гнева: вместо “ты дурак” - “мне это не нравится, не делай так больше”. Идеальное средство против детской агрессии.

2. Показывайте “как” и хвалите неожиданно. Используйте два самых эффективных способа стимулирования желательного поведения ребенка: личный пример и неожиданные похвалы. Воспитание ребенка – во многом личный пример. Вместо того, чтобы объяснять ребенку как не надо делать, особенно критикуя и оскорбляя его, покажите как надо. Если вы улыбнетесь ему и доброжелательно скажете “смотри, как я это делаю”, ребенок непременно последует вашему примеру. Возможно, не сразу, но счастливый день, когда вы неожиданно заметите “чудесное превращение”, обязательно настанет. Терпение. Не ждите мгновенного результата. Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению, а сами по вечерам просиживаете у телевизора - вряд ли здесь можно надеяться на успех. Читайте ему, когда укладываете спать, читайте с ним по ролям, читайте сами, когда ребенок рядом, обсуждайте с ним прочитанное - показывайте насколько все это для вас важно и это же будет иметь такое же значение для ребенка, если у вас с ним хорошие отношения (если нет, смотрите другие правила). Вы можете подавать ребенку пример решительности, готовности выслушать другого человека (прежде всего в разговорах с сами ребенком), способности договариваться и т.д. Второй способ - хвалите неожиданно. Подмечайте, когда ребенок самостоятельно проявляет вежливость, терпение, внимание к другому и пр., обращайте на это внимание ребенка и выражайте свою радость и удовольствие по этому поводу: “Ты поделился с братиком, ты такой внимательный и щедрый”. Это гораздо эффективнее, чем отчитывать ребенка за жадность. Если ребенок по своей инициативе не проявляет желательного поведения, например, не делится со сверстниками, предлагайте, но не принуждайте, а главное не критикуйте - это серьезная ошибка. Продолжайте наблюдать и ждите. Подходящий момент наступит, и вы сможете выразить радость его поступком. Со временем ребенок будет делиться все чаще и чаще, если вы будете поддерживать его своим одобрением.

3. Дайте свободу и разнообразьте впечатления ребенка. Для приобретения опыта и развития полезных навыков ребенку нужна свобода. Он должен иметь возможность экспериментировать и получать новый опыт, принимать решения и получать обратную связь. Как малыш узнает что такое “горячо”, пока не почувствует? Не лучше ли позволить (или даже предложить) “любопытному исследователю” дотронуться до горячей батареи, чем говорить “нельзя”, а потом унижать его словами “Ага! Обжегся? А я говорила! Маму надо слушаться!”? Грубая ошибка. Такое поведение родителей приводит к нерешительности, инфантильности и трусости ребенка. Когда только есть возможность, давайте ребенку шанс непосредственно экспериментировать с внешним миром, обучаясь методом “естественных последствий”. Начиная с первых дней жизни ребенку необходимы новые впечатления. Исследования показывают, что в головном мозге младенцев, которым давали возможность рассматривать разнообразные яркие картинки и игрушки, формируется намного больше нейронных связей и сами нейроны становятся более зрелыми, чем у младенцев, которые большую часть времени разглядывали потолок. Здоровое дошкольное воспитание детей также основано на соблюдении принципа свободы выбора. Разнообразные впечатления и опыт (книги, музеи, путешествия, занятия танцами, спортом, рисованием и т.п.) стимулируют интеллектуальное развитие ребенка и усиливают его творческую активность. Главное здесь - не настаивать. Предложите ребенку варианты - пусть сам выбирает и тестирует свои способности и предпочтения. То же относится и к воспитанию подростков.